Фандаб в удивительном мире Google Trends
Не с такой заметки я хотел начать новый блог. Владелец Анилибрии Lupin заявил сегодня в Телеграме, что блокировка никак не сказалась на популярности пиратских ресурсов. В подтверждение своих слов он привёл график из Google Trends, а я графики люблю, поэтому о них и поговорим.
Google Trends — это сервис, позволяющий узнать динамику поисковых запросов и даже сравнить результаты между собой. Он позволяет оценить не аудиторию сайта, а как часто пользователи Google ищут конкретное слово в интернете.
В этом и заключается загвоздка. Введя в поиске Google слово «анидаб», вы получите список ссылок. Возможно, вы нажмёте на одну или несколько из них, возможно нет. Возможно они откроются, а возможно нет, потому что сайт упал, переехал или заблокирован. Но Google Trends всё равно посчитает такой запрос. Более того, даже если Роскомнадзор потребует от Google удалить конкретные ссылки из выдачи, это само по себе никак не скажется на запросах, которые делают пользователи, как и на относительных цифрах, которые приводит Google Trends. Иными словами, приведённые выше графики никоим образом не показывают, изменилась реальная аудитория сайта или нет.
Они отражают только популярность запросов, на которую запреты напрямую не влияют. Но если взять достаточно большой временной отрезок, то можно будет наглядно проследить, как менялся интерес к сайту у пользователей Google. Косвенно (и только косвенно) это говорит и о популярности самого сайта.
Google Trends: Динамика запросов на латинице
Вот график запросов на латинице за последние пять лет. Пугающая статистика, которая могла бы говорить нам о нескольких вещах:
1. Фандаб как явление последние пять лет неуклонно умирает: сумма запросов всех пяти порталов не дотягивает до былого величия одного-единственного Анидаба;
2. Помимо Анидаба, так же неуклонно падает популярность Анистара;
3. Анилибрия за три года совершила невероятный рывок и собирает уже не 3 процента, а целых 7-11 от числа запросов «анидаб» в 2014 году.
Но всё это я привёл только за тем, чтобы продемонстрировать, как легко манипулировать данными. Дело в том, что куда чаще эти аниме-ресурсы ищут, набирая названия кириллицей.
Здесь графики выглядят куда радужней для фандаба: Анидаб катится вниз, но его пьедестал уверенно занимает Анимевост, на фоне новостей о блокировках даже сравнявшийся на одной из недель с общим запросом «аниме смотреть» — такой популярностью уже несколько лет не мог похвастаться ни один фандаб-портал!
Естественно, после пика в конце мая — начале июня запросы пошли на спад, но чтобы всерьёз судить, как блокировки скажутся на популярности ресурсов, нужны куда бо́льшие данные: за полгода, а лучше за год-два.
Чтобы увидеть изменения на более коротком промежутке, нужно смотреть счётчики LiveInternet, Яндекс.Метрики и прочих, и то не так важно, сильно ли аудитория упала сегодня или за неделю, как то, какой она будет через два-три месяца, полгода, год.
И тут мы переходим к самому главному — динамике запросов «аниме смотреть» за последние пять лет. Если не ошибаюсь, Lupin не раз утверждал, что фандаб развивает аниме-сообщество. Поглядите на результат «развития»: последние пять лет популярность просмотра аниме в РФ неуклонно падает, что и показывает красная линия тренда, ползущая вниз.
Лично я не считаю, что фандаберы были главной силой, развивавшей аниме-сообщество. Они развивали свои собственные порталы и старались нарастить их аудиторию, что мы и видим на графиках. Но если Lupin считает иначе, то хотелось бы знать, почему при всех стараниях даберов интерес к аниме в РФ падает на протяжении минимум пяти лет.
Комментарии
Отправить комментарий